Профилактика заболеваний и травматизма
Студент, будь здоров!
Состояние здоровья студентов – одной из представительных групп молодежи страны, является актуальной проблемой современного общества.
Успешная подготовка высококвалифицированных кадров, обеспечивающих устойчивость экономического развития государства, тесно связана с сохранением и укреплением здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи. Вместе с тем, все возрастающие требования к уровню подготовки специалистов высшего звена, обусловленные увеличением потока научной информации, внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегрузке студентов. Повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний.
Группа факторов, входящих в образ жизни, по данным ВОЗ, оказывает влияние на организм человека в 50-55 %. В частности, это нерациональное питание, частые стрессы, материально-бытовые условия проживания и труда, не отвечающие нормам, гиподинамия, курение, алкоголь, употребление наркотиков, бесконтрольное употребление лекарств, непрочность семьи, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень. На долю здравоохранения приходится только 10-15 %, сюда входит своевременность медицинской помощи, эффективность профилактических мероприятий, качество медицинской помощи.
Исследователи, изучающие влияние учебного процесса на здоровье студентов, установили персональный характер его воздействия на организм студентов, определяя это адаптационными возможностями организма. Ухудшение здоровья напрямую зависит от генетических составляющих, то есть наследственной предрасположенности к патологиям, однако, активация этого обусловлена влиянием образа жизни. За время обучения в вузе здоровье студентов объективно ухудшается, к моменту окончания вуза только 20 % выпускников могут считаться практически здоровыми.
Как известно, снижение уровня здоровья студентов случается в тех случаях, когда они не соблюдают принципы здорового образа жизни. За период обучения, под воздействием факторов, указанных ранее, происходит ослабление состояния здоровья, большинство студентов находится в предболезненных (преморбидных) состояниях.
Распространенные студенческие болезни и методы их профилактики
1. Патология пищеварительной системы.
Наиболее подверженной различным заболеваниям считается пищеварительная система студента. Как известно, каждая профессия имеет свою «профессиональную болезнь». Среди студентов таким недугом принято считать гастрит, который приходит из-за постоянных недоеданий и быстрых перекусов. Стоит отметить, что главными клиентами заведений быстрого питания, предоставляющих вкусную, но очень вредную для пищеварительного тракта еду, являются студенты. Не последнюю роль при этом отыгрывают алкогольные напитки и табачные изделия, употребляемые студентами в неимоверном количестве.
2. Патология органов зрения:
Патология органов зрения занимает второе место после патологии пищеварительной системы. Высокая нагрузка на зрение во время учебы в вузе еще более усугубляет имеющееся положение. Поэтому профилактика зрительного утомления и перенапряжения достаточно актуальна.
Методы профилактики перенапряжения зрительного аппарата весьма разнообразны.
Для обеспечения комфортных условий при выполнении зрительно напряженных работ необходимо применять наиболее рациональные системы производственного освещения с правильным подбором светотехнической аппаратуры и источников света.
3. Болезни дыхательных органов можно наблюдать практически у каждого третьего курящего студента. Очень часто студенты, страдающие расстройствами зрительных органов, за время обучения умудряются «убить» свое зрение окончательно. Постоянная работа с бумажными изданиями при плохом освещении, а также устаревшие мониторы компьютеров могут стать причиной развития близорукости или дальнозоркости, катаракты или глаукомы, а также других заболеваний.
4. Патология опорно-двигательного аппарата:
Вследствие вынужденной длительной статической нагрузки (постоянное напряжение мышц) заторможены обменные процессы. В положении сидя, особенно с наклоном головы и туловища вперед (учебная деятельность), возникает костно-суставная патология, в частности, шейного и поясничного отделов позвоночника. Около 12% студентов уже имеют хронические формы заболеваний позвоночника.
Для снижения уровня утомления мышц, т.е. для рациональной рабочей позы, необходимо уменьшить величины углов наклона головы и корпуса. При организации рабочего места важно соблюсти соответствие конструкции рабочей мебели основным анатомо-физиологическим и эргометрическим требованиям.
3.Умственно-эмоциональное перенапряжение:
Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все большего числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляет собой серьезную актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают существенное влияние на интеллектуальную деятельность и эмоциональную сферу студентов.
Профилактические и оздоровительно-лечебные мероприятия, которые имеют непосредственное значение для предупреждения и устранения перенапряжения следующие:
- Создание условий для возникновения положительных эмоций. Например, для уменьшения влияния хронического эмоционального стресса большое значение имеет характер отдыха, способ проведения отпусков, каникул и их своевременность;
- Выработка у людей с детского возраста четкого убеждения, что они могут справиться со стрессовыми ситуациями, отрицательными эмоциями, затруднительными моментами в жизни, учебе и работе;
- Поддержание ритмичности учебной нагрузки. Установлено, что нервное перенапряжение и невротические реакции чаще возникают у лиц, которые выполняют множество дел одновременно.
5. Нарушения сна и расстройства психического здоровья:
Постоянные нагрузки и стрессы могут стать причиной серьезных психологических расстройств. Бессонница при этом является весьма распространенным среди студентов явлением, в особенности в период летней или зимней сессии. Неумение отдыхать может стать причиной частых головных болей, а также неврозов, кардиалгий и других заболеваний, связанных с нервной системой.
Рекомендации по предупреждению нарушения сна в основном состоят в следующем:
- Активная деятельность днем, особенно физическая. Важно, чтобы сон и бодрствование (активная деятельность) совпали с биологическими ритмами организма. Продолжительность сна у каждого индивида определяется наследственными факторами и личностными особенностями. Из своего опыта каждый человек знает, сколько он должен спать, чтобы на следующий день быть работоспособным.
-Ежедневная мышечная активность, причем напряженную умственную деятельность необходимо чередовать с физическим трудом или занятием спортом. Можно, например, ходить пешком на учебу и с учебы, затрачивая дополнительно 1-1,5 часа.
-Определенный комфорт спального места.
Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно выделить следующие:
- систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;
- ритмичную и системную организацию умственного труда;
- совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза;
- организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;
- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;- физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической активности;
Таким образом, правильный подход к образовательному процессу, ведение здорового образа жизни, а также своевременное полноценное питание и регулярные физические нагрузки, в том числе занятие спортом, помогут избежать множества проблем, с которыми выпускники ВУЗов обращаются к врачам.
ТРАВМАТИЗМ
Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм - часть общей заболеваемости населения.
В нашей стране травмы подразделяют на:
-производственные:
- промышленные,
- сельскохозяйственные,
- строительные,
- на транспорте и др.
-непроизводственные:
- бытовые,
- уличные,
- дорожно-транспортные,
- спортивные,
- школьные,
- детские и пр.
Производственный травматизм.
Производственная травма - травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.
Причины производственных травм разделяются на:
-Организационные:
- недостатки в организации и содержании рабочего места,
- применение неправильных приемов работы,
- недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности,
- допуск к работе неподготовленных рабочих,
- плохая организация трудового процесса,
- отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.
-Санитарно-гигиенические:
- отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты,
- неправильное освещение рабочих мест,
- чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль,
- недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.
-Личного характера:
- заболевание или утомление рабочего,
- недостаточная квалификация,
- неудовлетворительные бытовые условия,
- алкогольное опьянение.
Травматизм бытовой.
Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т.д. К нему относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы - приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.
Профилактика бытовых травм включает:
- улучшение условий быта;
- расширение коммунальных услуг населению;
- рациональную организацию досуга;
- проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
- широкую антиалкогольную пропаганду;
- целенаправленную работу по созданию здорового быта;
- организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
- широкое привлечение общественности.
Дорожно-транспортный травматизм.
Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Каждый год на дорогах гибнет около 40 тысяч человек и еще около 300 тысяч получают травмы и нередко становятся инвалидами.
Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:
- превышение скорости;
- проезд на красный цвет;
- вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
- непристегнутый ремень безопасности;
- переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.
Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями - одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.
Уличный травматизм.
К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%).
Причинами уличного травматизма являются:
- плохая организация уличного движения,
- узкие улицы с интенсивным движением,
- недостаточная освещенность и сигнализация;
- нарушение пешеходами правил уличного движения;
- неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.п.
Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:
- рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
- рациональную организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;
- обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах и трамваях и т. п.);
- надзор за детьми и их досугом;
- широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).
Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.
Детский травматизм.
Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.
Выделяют следующие виды детского травматизма: 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35%), травмы при падении (22-20%), повреждения острыми предметами (18-20%), термическое воздействие (15-17%). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.
Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:
- неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
- отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
- недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
- дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.
Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т.ч. музыкальных, спортивных, СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них - на перемене. Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир.
Спортивный травматизм.
Травматизм спортивный - несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых, групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера. Несчастные случаи со школьниками во время занятий физкультурой по школьной программе в эту группу травм не включаются. Спортивные травмы составляют 2-3% всех травм. Наиболее часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем, борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта бывают типичные травмы. Так, у футболистов и хоккеистов чаще наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыжников и фигуристов – винтообразные переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм, вывихи составляют 3-5%. По локализации наибольшее число повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреждения является длительность и стойкость потери спортивной работоспособности.
Основные причины спортивного травматизма:
- нарушения в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований;
- неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагоприятные условия их проведения;
- неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви;
- недостаточный врачебный контроль;
- слабая физическая подготовленность спортсмена (длительные перерывы в занятиях отсутствие систематических тренировок, переутомление и т. д.);
- нарушения спортсменами дисциплины во время тренировок и соревнований.
Основные мероприятия по профилактике:
- контроль за организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма важны так называемая страховка и помощь на занятиях;
- технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обуви и снаряжения спортсмена. Использование специальных защитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники, напульсники и т. д.);
- защита от неблагоприятных метеорологических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения и т. д.);
- медицинский контроль за занимающимися спортом. Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, перед возобновлением занятий после перерыва;
- воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений недисциплинированности;
- обязательный анализ спортивных травм совместно с инструктором, тренерами, спортсменами.
Профилактика травматизма при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом со студентами вуза.
Существенное увеличения доли умственного, интеллектуального труда в процессе современного производства не снижает требований к физической подготовленности работников, а, наоборот, увеличивает эти требования, так как технический прогресс еще более заостряет проблемы надежности человека в системе производства, а ослабленный физически человек потенциально ненадежен.
Воспитание здоровых, бодрых, жизнерадостных, всесторонне физически развитых людей, способных к творческому созиданию и подвигам во имя Родины, - вот высокая миссия физкультуры. Высокая работоспособность человека в решающей мере зависит от его здоровья и трудовых навыков. Сила, быстрота, выносливость, ловкость – все это дают физические упражнения.
Всякое физической упражнение характеризуется той или иной интенсивностью, требует определенного усилия и продолжается в течение более или менее длительного времени. Следовательно, при выполнении каждого физического упражнения организм человека должен мобилизовать свои функциональные возможности, в соответствии с характером, интенсивностью и длительностью упражнения.
Опираясь на морфологические, физиологические и психологические особенности каждого студента, преподаватель подсказывает, какие именно технические действия избрать для дальнейшего углубленного совершенствования упражнения.
Регулярные физические упражнения положительно влияют на деятельность сердца, кровообращение, улучшают обмен веществ и тем самым функционально укрепляют все внутренние органы. Тренированные мышцы, тренированное сердце и организм в целом способны рационально перерабатывать поступающие в него питательные вещества, которые являются источником энергии.
Всесторонне полезными для организма являются целенаправленные физические упражнения. Они укрепляют не только физическое, но и психическое здоровье. Однако следует подчеркнуть, это происходит только при одном условии – участие человека в систематических грамотно построенных и правильно проводящихся физкультурных или спортивных занятий. В противном случае эффект существенно снижается или становится отрицательным вплоть до того, что человек может получить травму.
Повреждением или травмой называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов. Среди студентов, занимающихся физической культурой и спортом, наиболее распространены такие виды повреждений как ушибы, растяжение связок, сухожилий и мышц, различные раны, ссадины, потертости.
Анализ количества травм у студентов Ступинского филиала МАТИ при занятиях физической культурой и спортом в течение последний 10 лет показал, что спортивный травматизм – это в определенной мере, управляемый процесс. Спортивные травмы можно свести к минимуму при организации надлежащих мер профилактики. Прежде всего, нужно обратить внимание на личную гигиену, а точнее гигиену одежды и обуви. Спортивная одежда должна быть легкой и соответствовать времени года, ткани спортивной одежды должны обладать значительной пористостью, малой теплопроводимостью, хорошей воздухопроницаемостью, высокой эластичностью и прочностью. Спортивная одежда должна быть свободного покроя, не ограничивающего движения, не должна нарушать кровообращение, дыхание. Основное гигиеническое требование к обуви заключается в том, что она должна соответствовать индивидуальным особенностям стопы, быть прочной, удобной при ходьбе, хорошо защищать стопу и голеностопный сустав от повреждений.
Важными задачами предупреждения спортивного травматизма являются:
-
знание причин возникновения телесных повреждений, их особенностей в различных видах физических упражнений;
-
разработка мер по предупреждению спортивных травм;
-
недочеты и ошибки в методике проведения занятий;
-
нарушение правил врачебного контроля;
-
неудовлетворительное состояние мест занятий спортивного оборудования;
-
неблагоприятные санитарно-гигиенические и метеорологические условия при проведении занятий.
Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, перетренировка, хронические очаги инфекции, индивидуальные особенности организма, возможные перерывы в занятиях.
Задачей преподавателя является определение оптимального количества разучиваемых и совершенствуемых движений в плане общей и специальной физической подготовки, исправность спортинвентаря, соблюдение санитарно-гигиенических условий, правил страховки и самостраховки, выполнение принципов доступности и постепенности, основываясь на функциональных возможностях занимающихся. Все это является важным фактором при профилактике травматизма.
Необходимо обеспечивать все условия, предупреждающие возможность различного рода травм в ходе занятий, постоянно ориентировать занимающихся на беспрекословность выполнения этого требования, обучая их безопасным приемам выполнения физических упражнений.
Эффективность занятий по физической культуре зависит от методических приемов и использование при этом имеющегося оборудования, инвентаря, технических средств обучения, учитывая обязательно специфику места проведения занятий.
В вводную часть урока включаются различные построения, уделяется особое внимание осанке, подтянутости, желательно применение различного мелкого инвентаря (гантели, гимнастические палки, мячи), полосы препятствий, используя игровые ситуации. А также включать упражнения для развития выносливости, силы мышц, скоростно-силовых качеств, гибкости.
В основной части урока, где решаются главные задачи, надо обеспечить достаточно высокий уровень физической нагрузки и максимально использовать все имеющиеся условия, педагогические средства и учебные пособия для повышения результативности.
Упражнения, связанные с точностью движения, сложной координацией, проявлением ловкости и быстроты следует осваивать в начале основной части, а упражнения на силу и выносливость в конце занятия.
Заключительная часть урока используется, главным образом, для того, чтобы постепенно снизить уровень физического и эмоционального, психического возбуждения занимающегося.
Непременное условие результативности занятий – внимательное наблюдение педагога за правильностью выполнения упражнений, требующих дозированной физической нагрузки. Одним из наиболее доступных методов контроля величины нагрузки – это наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС) у занимающихся. Так же особое внимание уделять проявлению внешних признаков утомления.
Дифференцированный подход особенно важен в отношении к занимающимся, отнесенным по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, а также к тем, кто пропускал занятия по болезни.
Основная задача урока – это оздоровительная и воспитательная направленность занятий физической культурой и спортом.
Специфика учебного предмета «Физическое воспитание» позволяет педагогу успешно воспитывать у занимающихся:
-
волевые качества;
-
целеустремленность;
-
дисциплинированность;
-
настойчивость;
-
смелость;
-
эстетическое воспитание.
Эстетическому воспитанию содействуют такие средства, как опрятная, привлекательная физкультурная одежда, музыкальное сопровождение уроков, точные, гармоничные и выразительные движения, а также все то, что помогает формировать культуру движения, включая осанку, походку и культуру поведения.
В последние годы спортивные залы и площадки оснащены нестандартным оборудованием, многопропускными снарядами, тренажерами, естественно, что использование такого оборудования значительно повышает учебную плотность занятий.
Основная ценность тренажеров состоит в том, что они дают возможность целенаправленного воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы. Кроме того, имеется возможность строгой дозировки и учета выполняемых упражнений.
При работе со студентами ставятся задачи:
-
укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата.
-
научить рационально использовать мышечную силу в различных условиях.
Использование в учебно-тренировочном процессе специальных тренажерных устройств открывает широкие возможности варьирования всех режимов работы мышц.
Упражнения, выполняемые на тренажерах, подразделяются на подводящие и развивающиеся. Первые направлены, главным образом, на освоение формы техники движений, вторые – на развитие функциональных возможностей.
Рекомендации:
Первые тренировки являются втягивающими, знакомящими, т.е. знакомят с работой на тренажерах. Затем выполняются движения с большими амплитудами, с целью развития мышц и укрепить связки, суставы. Только после этого можно применять комплексный и вариативный методы тренировки. В начале даются упражнения с постоянными весами, а затем движения усложняются за счет постепенного возрастания веса. Число повторений и интервал отдыха между сериями варьируется.
Здоровый, хорошо физически подготовленный студент, сильный, выносливый, ловкий и быстрый, владеющий многообразными двигательными умениями и навыками, успешнее приспосабливается к жизни и осваивает новую профессию; его труд более эффективен.
Обеспечивая постоянную занятость и активность занимающихся учитываются принципы доступности и постепенности заданий, а главное соблюдение требований по технике безопасности и профилактики травм.
Строгое соблюдение техники безопасности при организации и проведении спортивных мероприятий и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом, обеспечивает все условия предупреждения возможности различного рода травм.
Студенты, занимающиеся физической культурой и спортом, обязаны помнить, что культура движений проявляется в качестве выполнения самого движения. Движения должны быть экономными: их амплитуда и вкладываемое усилие должны точно соответствовать решаемости двигательной задаче – а это основа профилактики травматизма при организации и проведении спортивных мероприятий и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
При обобщении многолетних наблюдений за студентами Ступинского филиала МАТИ, по анализу специальной литературы можно сделать следующие выводы:
Предупреждение спортивного травматизма основано на принципах профилактики повреждений с учетом особенностей отдельных видов спорта. На учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях в отдельных видах спорта, кроме общих организационно-профилактических мер обеспечения безопасности, существуют меры профилактики спортивного травматизма, присущие только данному виду спорта.
Систематические занятия физическими упражнениями, существенно повышая физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно на умственной деятельности. Во многих случаях это связано с влиянием физической деятельности на организм человека, способствующий развитию общей выносливости, совершенствованию волевых и моральных качеств, которые при прочих равных условиях делают более успешную трудовую деятельность. Многочисленные исследования свидетельствуют, что систематические физкультурные занятия значительного продлевают трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни.