Выпускнику
Уважаемые выпускники МПСУ!
Осталось немного времени до получения вами диплома о высшем профессиональном образовании и встречи с чем-то новым и интересным!
Надеемся, что наши рекомендации и советы помогут вам!
Продолжайте начатый вами в МПСУ профессиональный путь, воплощайте в жизнь свои самые смелые идеи! Всем, кто работает или только ищет работу желаем удачи и успеха в любых начинаниях!
С чего начать?
Для тех, перед кем стал вопрос поиска работы, знание законодательства в наше время является незаменимым помощником и лучшим защитником от недобросовестных работодателей. Знание законов позволит работнику защитить свои права, не дать себя обмануть при трудоустройстве.
Каждый человек имеет право на труд. Об этом гласят статья 37 Конституции РФ и статья 3 Трудового кодекса РФ. В этих статьях подтверждается право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет на ограничение в трудовых правах и свободах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Пол, раса, цвет кожи, национальность, религиозные и политические убеждения, язык, происхождение, имущественное, социальное, семейное и должностное положение, возраст, место жительства не могут служить основанием для отказа кандидату в приеме на работу.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируются:
• свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
• защита от безработицы;
• бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
• информирование о положении на рынке труда.
Основой взаимодействия работодателя и работника является трудовой договор, который выступает в качестве письменного подтверждения трудовых отношений. Трудовой договор содержит обязательные пункты, отсутствие которых делает данный документ недействительным. В содержании договора должны фигурировать следующие моменты:
• место работы;
• трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
• дата начала работы /срок его действия;
• условия оплаты труда;
• режим рабочего времени и времени отдыха;
• компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и/или опасными условиями труда, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
• условия, определяющие в необходимых случаях характер работы;
• условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим ТК РФ и иными федеральными законами.
Трудовой договор составляется обязательно в письменной форме, в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора остается у работника, другой хранится у работодателя.
При приеме на работу работодателем может быть установлен испытательный срок для работника с целью проверки его соответствия поручаемой работе. Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение договора допускается только на общих основаниях. Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня (ст. 71 ТК РФ).
Способы поиска работы
Чтобы поиск работы стал эффективным можно пробовать любые способы, которых немало; эффективным может стать любой из них. Всё зависит от каждого человека в конкретной ситуации, но чем больше способов вы задействуете, тем ваши шансы найти подходящий именно вам вариант будут выше.
Основные способы:
1. Базы практик МПСУ.
Плюсом этого способа станет то, что работодатели, обращаюшиеся к нам, уже знают выпускников МПСУ, да и информации о таких вакансиях может и не быть в других источниках.
2. Государственные службы занятости населения.
В соответствии с Законом РФ "О занятости населения в РФ" при обращении в органы службы занятости вы можете получить по месту регистрации (прописки) следующие бесплатные усуги:
• ознакомиться с перечнем вакансий и подобрать варианты возможного трудоустройства;
• получить бесплатную консультацию по законодательству о труде и занятости, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения, о спросе и предложении на рынке труда;
• пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда.
3. Прямое обращение к работодателю, самопрезентация.
Если вы точно определились, в какой организации хотите работать, рекомендуем напрямую обратиться в нее. В этом случае вы предстаете перед работодателем в качестве активного и целеустремленного соискателя, а не случайного кандидата. Даже если на данный момент нет окрытых вакансий, вы можете договориться об отправке резюме. Обязательно запишите себе координаты специалиста, с которым вы общались. Спустя время вы сможете возобновить общение уже с конкретным человеком.
4. Кадровые агентства.
* Агентства по трудоустройству, где за поиск работы для вас необходимо внести соответствующую оплату. С одной стороны привлекательно, что за вас вам будут искать работу, но с другой - нет никаких гарантий, что вам действительно помогут подобрать тот вариант, на который вы рассчитывали и по-настоящему понравится. Кроме того, существует риск нарваться на мошенников.
* Агентства по подбору персонала, где заказчиком услуги является работодатель и, соответственно, оплачивает ее выполнение. Если вы уверены в своих силах и знаете, что являетесь хорошим специалистом, смело обращайтесь в такое агентство. В любом случае, не будет лишним выслать свое резюме, т.к. все ищущие работу через это агентство имеют наибольшие шансы занять вакансии, заявляемые работодателями.
5. Родственники, друзья и знакомые.
Они знают вас лично и при необходимости смогут порекомендовать с лучшей стороны. Когда вы сообщите им о том, что вы ищете работу, постарайтесь максимально точно сформулировать, какая именно работа вам нужна, чтобы не тратить свое и чужое время на заведомо ненужные собеседования.
6. Ярмарки вакансий, дни карьеры, презентации компаний.
Это хорошая возможность в одном месте получить массу полезной информации, пообщаться с большим количеством работодателей и задать интересующие вас вопросы представителю конкретной организации.
7. Объявления о вакансиях в СМИ, Интернет.
Это скорее не отдельный способ поиска работы, а дополнительное средство. Вы можете:
• познакомиться с объявлениями о вакансиях;
• получить информацию о конкретных организациях и предприятиях на их сайтах и сайтах СМИ;
• изучить статьи и аналитические материалы о ситуации и перспективах рынка труда; особенностях той или иной профессиональной сферы;
• разослать свои резюме работодателям;
• пройти профориентационное тестирование.
Грамотное резюме - залог успеха!
Резюме (от фр. resume или лат. cumculum vitae - течение жизни, жизнеописание) - документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой, относящейся к делу информации.
Процесс написания резюме - это хороший способ структурировать свои знания, умения и способности, определиться с профессиональными и карьерными предпочтениями:
• Какую именно работу вы хотите получить?
• В какой области?
• С каким кругом обязанностей?
• Каковы ваши знания и профессиональный опыт в этой сфере?
• В чем ваши сильные стороны?
• В чем вы уступаете своим потенциальным конкурентам на рабочее место?
• Какую перспективу карьерного роста вы для себя обозначили?
Правильно составленное резюме - залог успешного трудоустройства, визитная карточка специалиста. Именно с этого и начинается заочное знакомство кандидата с работодателем. От того как подготовлено резюме зависят приглашение на собеседование и дальнейшая занятость. От 30 секунд, в течение которых взгляд HR-менеджера скользит по строкам резюме, зависит в какую категорию претендентов вас определят: перспективных или неподходящих.
Постарайтесь уместить резюме на одном листе формата А4. Оптимальный размер резюме - не более двух страниц. Текст разбейте на короткие абзацы. Информация должна быть конкретна, уместна (избегайте ненужных подробностей) и правдива. Любую информацию можно легко проверить.
В оформлении важна аккуратность, соблюдение стиля, без вычурности, без непонятных сокращений. В резюме недопустимы грамматические и орфографические ошибки, опечатки. Оно может быть «отброшено» работодателем только по одной этой причине. Поэтому прочитайте и перечитайте ваше резюме, пусть кто-то его проверит.
Для расстановки акцентов используйте полужирный шрифт и, конечно, при составлении резюме учтите шесть «золотых правил».
Первое. Личные данные соискателя
Контактная информация (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты). Город проживания. Желательно указать возраст.
К личным данным можно отнести и фото. Разместите в резюме строгую цветную фотографию. Это особенно важно для должностей, где внешний вид играет не последнюю роль. (87% работодателей предпочитают резюме с фотографией).
Второе. Пожелания к будущей работе
Название должности, на которую претендуете (такое же, как заявлено у работодателя). Если же вас интересует несколько вакансий, нужно написать отдельное резюме под каждую из них. Можно указать желаемый минимальный уровень зарплаты, и обязательно упомянуть, что это - стартовый оклад.
Третье. Опыт работы
Перечислите в обратном хронологическом порядке все места работы (последнее место в начале списка). Укажите период работы, название компании, сферу ее деятельности, занимаемую должность, круг обязанностей и при наличии - достижения.
При описании достижений используйте глаголы действия, такие как: развивал, увеличил, сэкономил или сократил. Использование цифр и процентов выгодно выделяются в резюме. (Например, увеличил объем продаж на 15%).
Если у вас нет опыта работы как такового, опишите прохождение практики в период обучения с обязательным указанием навыков, которые вы получили.
Четвертое. Образование
Чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме. В первую очередь укажите образование, которое позволяет вам претендовать на указанную должность. Сведения о дополнительном образовании (курсы, тренинги) уместны, только если они связаны с вакансией.
Пятое. Профессиональные навыки
В этом блоке подводится итог всему, чему вы научились за время работы или обучения в вузе. Отдельно указывают степень владения компьютером и иностранными языками. При этом важно конкретизировать: вместо «владею компьютером» напишите, какими именно программами владеете. Также и с языками. Проясните, что именно вы можете: свободно говорить, читать техническую литературу или вести деловую переписку.
Меньше лестных самооценок: «большой опыт работы», «умение работать в команде». Желательно, чтобы менеджер сам сделал нужные вам выводы из резюме. При описании навыков в частности и составлении резюме в общем воспользуйтесь методом зеркала: просмотрите объявление о вакансии и примените в своем резюме те же ключевые слова, что и работодатель в описании вакансии.
Шестое. Дополнительные сведения
В данной графе упоминают о готовности к командировкам или сверхурочной работе, о возможности переезда в другой город. Если уместно, пишут о наличии водительских прав, возможности использовать личный автомобиль в служебных целях, загранпаспорте, семейном положении и увлечениях. Можно включить в этот раздел краткую характеристику своих личностных качеств, например: коммуникабельный, ответственный, инициативный и т.п. Здесь же можно указать на возможность предоставления рекомендаций.
Подсказка.
Создайте общий шаблон своего резюме и вносите в него коррективы перед отправкой в организацию с учетом требований и условий каждой конкретной вакансии. Блоки образование, опыт работы и компетентность можно менять местами, в зависимости от того, что в вашем случае важнее, значимее. В конце проставьте дату составления резюме и личную подпись.
Как успешно пройти собеседование
Подача заявления о приеме на работу и прохождение через процедуру отбора – непростое занятие, однако вы можете кое-что сделать, чтобы увеличить свои шансы. Работодатель будет оценивать вас на фоне остальных претендентов. Но помните, что и вы тоже делаете выбор. В случае если вам предложат эту должность, вы должны быть уверены, что это именно то место, где хотели бы работать.
К каждому собеседованию с работодателем необходимо заранее готовиться. Подготовка поможет вам чувствовать себя уверенно, четко отвечать на поставленные работодателем вопросы.
Надеемся, что эти советы помогут вам:
1. Поставьте перед собой цель. Важно продемонстрировать свой интерес к вакансии и работе в данной организации.
Учтите, что мотивация зарабатывать или сделать стремительную карьеру вряд ли привлечет работодателя. Если вы идете на собеседование «просто так», то вряд ли представляете собой ценного кандидата.
2. Соберите как можно больше сведений о компании. Владение информацией создаст у работодателя впечатление о вашей заинтересованности в данной работе:
3. Продумайте свой внешний вид: лучше придерживаться делового стиля в одежде.
4. Возьмите все необходимые документы: резюме (электронная версия и несколько распечатанных копий), паспорт, документы об образовании, копию трудовой книжки (при наличии).
5. Приходите на собеседование заранее (за 15-20 минут до встречи), не опаздывайте. Перед началом собеседования отключите мобильный телефон.
6. Продумайте ответы на возможные вопросы работодателя. При ответах не стесняйтесь говорить о своих знаниях и навыках, о достижениях в учебе, работе.
7. Подготовьте несколько вопросов, которые вы сами хотите задать работодателю. В первую очередь о характере работы, которую вам придется выполнять; о том, что вы можете сделать для организации; каких результатов работодатель ожидает от сотрудника, по каким критериям они будут оцениваться. Вопрос о заработной плате и карьерном росте обсуждается в последнюю очередь.
8. Настройтесь на беседу. Проявите свои положительные качества и постарайтесь забыть о волнении и негативных эмоциях.
9. В ходе беседы следите за речью и интонацией, говорите спокойно и уверенно, задавайте вопросы и четко их формулируйте. Избегайте слов-паразитов. Не говорите о плохом, старайтесь дать позитивную оценку своей деятельности, подкрепив её конкретной информацией.
10. В конце беседы уточните, как и в какие сроки вы можете узнать о результате собеседования. Перед уходом не забудьте поблагодарить собеседника за уделенное время и попрощаться с ним.
Многие организации сообщат вам о своем решении, положительном или отрицательном. Полученная от них информация может помочь вам лучше понять свои преимущества и недостатки и спланировать работу над собой. Если никакой информации вам не предоставляют, попросите об этом.
Помните: мало кому удается избежать ошибок, но любой результат — это ваш личный опыт. Удачи!
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
Сегодня на рынке труда высоко ценятся кадры, которые наряду с основной специальностью владеют дополнительными знаниями, навыками и умениями.
Университет предоставляет вам возможность пройти обучение по программам высшего образования (магистратура, аспирантура), а также получить вторую специальность и повысить свою квалификацию в отделе дополнительного образования МПСУ.
Оказание образовательных услуг:
– магистратура,
– аспирантура,
– программы профессиональной переподготовки,
– повышение квалификации по программам краткосрочных курсов.
Не упустите свой шанс!